caneecca.org

В Узбекистане планируют построить АЭС в 40 километрах от границы с Казахстаном и самой густонаселенной Туркестанской области страны. Строительство намечается в Джизакской области на берегу озера Тузкан. Рядом с ним, всего в нескольких десятках километров расположено Шардаринское водохранилище – это источник питьевой воды для целого города, а также водоем стратегической важности, расположенный на трансграничной реке Сырдарья.

Сейсмоопасная зона

О строительстве атомной станции в Узбекской ССР заговорили еще в 80-ых годах прошлого столетия. Однако эта тема оказалась под запретом, так как считалось, что атомные станции в стране строить нельзя из-за высокой сейсмической активности. В свете последних землетрясений в Турции, которые превратились в целую трагедию, этот аспект нельзя сбрасывать со счетов.

В качестве примера можно привести турецкую АЭС «Аккую». Строительная площадка этой АЭС расположена в провинции Мерсин, которая, в свою очередь, соседствует с пострадавшими регионами. Там были зафиксированы подземные толчки силой 3 балла.

По заверениям подрядчиков проекта, эти толчки не привели к повреждениям строительных конструкций. Однако, неизвестно какие были бы последствия, если бы станция с ядерным реактором была запущена в промышленную эксплуатацию.

Узбекистан расположен в сейсмически активном районе. Последнее сильное землетрясение в Узбекистане произошло в июле 2011 года в Ферганской области. Там были зафиксированы подземные толчки магнитудой 6,5-7, погибли 13 человек, 86 получили ранения. В горных районах республики регулярно происходят сели и паводки.

Регулярно «трясет» и Джизакскую область. В 1975 году в Джизаке произошло землетрясение в 5 баллов. В августе 2016 года там же произошло еще одно землетрясение магнитудой 4,2. В апреле 2018 года сила подземных толчков достигала трех баллов.

О том, что район сейсмоактивен, постоянно говорят местные активисты. Несмотря на это, власти заявляют об отсутствии каких-либо рисков строительства и эксплуатации АЭС, ссылаясь на результаты проведенных исследований.

Не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Недавний прорыв Сардобинского водохранилища произошел из-за плохого технического состояния. При этом в отчетах все было благополучно. Поэтому не исключено, что в случае землетрясения АЭС может получить повреждения, которые приведут к утечке радиоактивного материала. Если это произойдет, то в зону радиационного воздействия попадут крупные густонаселенные агломерации страны, куда входит и столица республики Ташкент.

Тепловой удар

Общественность Казахстана выразила обеспокоенность по поводу предстоящего строительства АЭС. В мае и октябре 2022 года в Шымкенте прошли мероприятия по обсуждению этой проблемы, в которых приняли участие ученые и экологи Казахстана, Узбекистана и России.

Кроме землетрясений, существует еще одна опасность, о которой рассказал академик Международной общественной Академии экологической безопасности и природопользования (МОАЭБП), лауреат Госпремии Татарстана по экологии, председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов. Тепловое загрязнение земли также нельзя сбрасывать со счетов. По словам ученого, планета получает дополнительную энергию от АЭС, которая в конечном итоге переходит в тепло.

«Непосредственно отводимое с водой тепло составляет 7300 Гдж/час на 1000 МВт установленной мощности для АЭС. Это влияет на изменения локального, в регионе расположения АЭС, климата. Уже сейчас эта энергия примерно равняется энергии живой природы, что не может не оказывать возрастающее воздействие на природные процессы, к примеру, на климат, приводит к потеплению. Как видим, АЭС обостряют ситуацию и в этом плане», — подчеркнул эколог.

Еще одна опасность

Перегревание земли в районе и без того маловодного озера Тузкан может привести к непредвиденным последствиям. Ведь реакторы охлаждаются водой. Именно поэтому АЭС строятся на водных объектах и отличаются большим водопотреблением. Один блок-миллионник или АЭС мощностью в один миллион киловатт потребляет двести тысяч тонн воды в один час или 55,5 м3 в секунду. Специалист по инфраструктуре ОО «Береке» Бауыржан Аширбаев говорит, что в случае с АЭС в Узбекистане это будет не менее 480 000 м3/час или более 132 кубических метра воды в секунду.

«Вода, вышедшая из градирен, нарушит тепловой баланс озера Тузкан и Айдарколя, что сильно скажется на экологии и биоразнообразии этого региона. Кроме этого, эксплуатация АЭС сопровождается выделением в воздушный бассейн огромного количества тепловой энергии в виде пара, что приведет к локальным изменениям температуры и микроклимата», — рассказал Бауыржан Аширбаев.

Кстати, Айдар-Арнасайская система озер, куда входит озеро Тузкан, включена в Рамсарский список («Рамсарская» Конвенция) водно-болотных угодий международного значения и является важнейшей орнитологической территорией. Включение в Список Конвенции означает, что государство принимает на себя обязательства по охране, управлению, исследованию водно-болотных угодий, рациональному их использованию и так далее.

А озеро Тузкан до 1969 года представляло собой небольшой водоем, который испытывал резкие сезонные колебания уровня воды, иногда полностью высыхая. И любое вмешательство человека может привести к непредсказуемым последствиям.

Общественность против

Начало строительства АЭС в Узбекистане было запланировано на текущий 2023 год. Однако из-за геополитической обстановки этот вопрос пока остается в подвешенном состоянии. Дело в том, что проект строительства АЭС в Джизакской области был разработан российскими специалистами. В условиях тотальных санкций нет возможности обеспечить строительство всеми необходимыми комплектующими, в особенности высокотехнологичными компонентами.

«В случае аварийной ситуации, Казахстан пострадает не меньше, а скорее всего больше, чем Узбекистан. Видимо, это одна из причин беспокойства казахстанского экологического движения по поводу строительства Узбекской АЭС. Поэтому именно казахстанские экологи организовали в Интернете «круглый стол» по Узбекской АЭС. В связи с этим требуются солидарные действия экологического движения Казахстана и Узбекистана против АЭС», — сказал академик Международной общественной Академии экологической безопасности и природопользования (МОАЭБП), лауреат Госпремии Татарстана по экологии, председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов на заседании круглого стола, который прошел в Шымкенте в октябре 2022 года.

Заместитель председателя Исполкома Центрального совета Экологического движения Узбекистана Саидрасул Сангинов заявил, что в Узбекистане общественность тоже не спит.

«Пять лет назад, когда только поднимался вопрос о строительстве АЭС, в Узбекистане подняли этот вопрос на национальном уровне и у нас была серия встреч со специалистами УзАтома. А недавно прошли встречи и со специалистами Росатома. После этого мы мобилизовали общественность, пригласили не только НПО, но и представителей СМИ. И попросили организовать поездку на проектную территорию. Такая поездка состоялась, хотя это было непросто. Однако в последнее время общественность не информируется, что происходит на строительной площадке. Есть только информация, что сроки строительства сдвинуты, в том числе в связи с последними геополитическими событиями. Хочу особо отметить, что ни Орхусскую конвенцию, ни конвенцию ОВОС (Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду) Узбекистан не подписывал. А между тем Айдар-Арнасайская система страдает больше, чем другие внутренние водоемы. Пять лет туда не поступает вода из Сырдарьи вовсе. По программе «Мобилизации водных ресурсов для поддержки Айдар-Арнасайской системы озер» удается мобилизовать только порядка 500 млн кубометров воды, а нужно в 3-4 раза больше для поддержания нынешнего состояния. И эта система озер высыхает, снижается уровень воды, оголяется дно», — рассказал представитель из Узбекистана.

Казахстанский эксперт в области изменения климата, водных ресурсов и устойчивого развития Булат Есекин отметил, что АЭС уже давно не являются национальными объектами и национальным делом. Тем более на трансграничных реках.

«Дискуссию переговоров между НПО надо переводить на дискуссию внутри стран между общественностью и государством. Нам надо объединяться с общественностью Узбекистана. На примере Украины мы видим, что АЭС становятся еще и объектом для военного шантажа», — подчеркнул Булат Есекин.

Сейчас в Казахстане ведется работа по созданию рабочей группы, куда войдут общественники и экологи трех стран.

Автор статьи Наталья Малышева, независимая журналистка с Казахстана

от admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *